Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Прусакова Д. А. Методология формирования гражданской идентичности выпускников вуза

DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_58

Дарья Алексеевна Прусакова

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 3
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Москва, Россия
e-mail: Prusakova.DA@rea.ru

Аннотация. В статье обосновывается методология формирования гражданской идентичности выпускников высших учебных заведений в условиях современного ценностного кризиса и глобальных вызовов. Предлагается интегративный подход, объединяющий системное представление педагогического процесса как динамической целостности взаимосвязанных элементов, деятельностный акцент на активное вовлечение обучаю-щихся в учебно‑познавательную практику с формированием адаптивных компетенций, анализ влияния образовательной, информационной и социокультурной среды, а также аксиологическую составляющую, ориентированную на ценностно‑мотивированное взаимодействие. На основе данного подхода разрабатывается модель, обеспечивающая целостность содержания, высокую активность учебных действий, учёт внешних средовых факторов и глубокое ценностное наполнение образовательного процесса. Методологические положения обладают практической значимостью для имплементации в систему высшего образования с целью формирования социально ответственных, критически мыслящих и вовлеченных в общественную жизнь граждан, способных эффективно отвечать на актуальные вызовы современности. В статье также анализируются перспективы дальнейших исследований в области педагогических практик, направленных на укрепление гражданской идентичности в условиях меняющихся социокультурных реалий.

Ключевые слова: гражданская идентичность, системный подход, средовой подход, аксиологический подход, деятельностный подход, высшее образование, выпускники вуза, методология, педагогическая модель, методологические принципы.

Для цитирования: Прусакова Д.А. Методология формирования гражданской идентичности выпускников вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2025. № 3. С. 58–65. DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_58

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(308)_2025_58-65.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 70731.