Хлоповских Д. А. Конструктивная пассионарность специалистов помогающих профессий: сущность, структура, критерии и механизмы формирования
DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_27
Денис Андреевич Хлоповских
аспирант кафедры общей педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: denisok921@yandex.ru
Аннотация. В условиях глубоких социальных, технологических и культурных трансформаций XXI века возрастает потребность в специалистах, обладающих не только высокой квалификацией, но и внутренней мотивацией к преобразованию, способностью к сверхусилиям и устойчивой ориентацией на гуманистические ценности. Особенно актуальна эта потребность в профессиях, связанных с помощью человеку, – педагогике, психологии, медицине, социальной работе, службе спасения и др. В данной статье рассматривается конструктивная пассионарность как ключевой психолого-педагогический феномен, определяющий способность специалиста к активному, устойчивому и этически ориентированному воздействию на социальную среду. На основе анализа концепции этногенеза Л. Н. Гумилёва, современных психологических и педагогических исследований раскрываются структура, критерии, показатели, факторы и механизмы развития конструктивной пассионарности у представителей помогающих профессий. Обосновывается необходимость целенаправленного формирования этого качества в системе профессиональной подготовки и сопровождения специалистов. Особое внимание уделяется роли идеи, воли, веры и внутренней целостности личности как основных компонентов конструктивной пассионарности, а также механизму пассионарной индукции как способу трансляции гуманистических ценностей и мотивации.
Ключевые слова: конструктивная пассионарность, помогающие профессии, пассионарная индукция, идейность, волеизъявление, вера и воля, идентификация-дисидентификация, рефлексивная культура, профессиональное развитие.
Для цитирования: Хлоповских Д. А. Конструктивная пассионарность специалистов помогающих профессий: сущность, структура, критерии и механизмы формирования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2025. № 3. С. 27–33. DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_27
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(308)_2025_27-33.pdf