Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Дюжакова М. В., Степанюк Е. И., Червенко О. Б. Модель формирования личности ребёнка дошкольного возраста с использованием педагогических инструментов

DOI: 10.47438/2309-7078_2024_4_56

Марина Вячеславовна Дюжакова

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: d.sveta@rambler.ru

Екатерина Ивановна Степанюк

кандидат педагогический наук, и. о. ректора
Азовский государственный педагогический университет
Бердянск, Россия
e-mail: k_stepanyk@mail.ru

Оксана Борисовна Червенко

кандидат филологических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе
Азовский государственный педагогический университет
Бердянск, Россия
e-mail: chervenko83@yandex.com

Аннотация. В статье представлена разработка и научное обоснование модели формирования личности ребёнка дошкольного возраста с использованием педагогических инструментов, включающей методологический, целевой, содержательный и оценочный блоки. Методологический блок представлен культурно-историческим, деятельностным, личностно-ориентированным, диалогическим, системным и аксиологическим подходами, определившими ведущие принципы исследования: целостность, индивидуальность, практико-ориентированная направленность образовательного процесса ДОУ, поликультурность. Целевой блок содержит цель и задачи исследования. Содержательный блок модели включает описание процесса формирования личности ребёнка дошкольного возраста, основанный на принципе трёх «С»: Сообщество, Содружество, Сотворчество. На основе выявления параметров развития личности ребёнка дошкольного возраста в соответствии с теорией А. Н. Леонтьева (соподчинение мотивов, широта представлений о мире, структура личности) были сформулированы педагогические ориентиры формирования личности ребёнка-дошкольника: формирование мотивации к познавательной деятельности; формирование представлений об окружающем мире через образовательные области в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в развивающей предметно-пространственной среде, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Оценочный блок демонстрирует оценку эффективности применения педагогических инструментов в процессе формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Комплекс педагогических инструментов для формирования личности ребёнка дошкольного возраста включает игру как педагогический инструмент формирования личности ребёнка дошкольного возраста, дидактическое задание как инструмент выявления уровня знания детьми русского языка в ДОУ, методы и приёмы развития трудовой деятельности и самообслуживания как инструменты формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Диагностика уровня профессионального и взрослого сообщества проводится через анкетирование, диагностические карты, блиц-опросы. Диагностика содружества через участие в выставках, конкурсах, рейтингование через СМИ. Диагностика сотворчества через открытые мероприятия, достижения в выставках, конкурсах.

Ключевые слова: личность, ребёнок дошкольного возраста, модель, педагогические инструменты.

Для цитирования: Дюжакова М. В., Степанюк Е. И., Червенко О. Б. Модель формирования личности ребёнка дошкольного возраста с использованием педагогических инструментов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2024. № 4. С. 56–62. DOI: 10.47438/2309-7078_2024_4_56

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(305)_2024_56-62.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 70731.