Шкахова Ф. А., Малкарова Р. Х., Таукенова Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта преподавателей вуза
DOI: 10.47438/2309-7078_2024_4_107
Фазиля Абдулаховна Шкахова
преподаватель колледжа дизайна
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Нальчик, Россия
e-mail: fah11061987@mail.ru
Рахима Хизировна Малкарова
кандидат психологических наук, доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Нальчик, Россия
e-mail: mtd61@mail.ru
Лейла Магомедовна Таукенова
кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Нальчик, Россия
e-mail: leylya@mail.ru
Аннотация. Развитие эмоционального интеллекта является одной из актуальных проблем среди современных исследователей в области психологии и педагогики. На данный момент очевидно, что эмоциональный интеллект имеет не меньшее значение, чем рациональный интеллект. Особенно важен эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности. Специалисты профессий типа «человек-человек» должны обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта, который позволит им эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Преподаватель взаимодействует с большим количеством студентов, коллег, и понимание эмоций окружающих, умение контролировать свои эмоции позволяет значительно повысить качество образовательной деятельности. В высших учебных заведениях (вузах) Российской Федерации в системе подготовки, повышения квалификации кадров преобладает ориентирование на развитие рационального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта является процессом сложным, не является исключительно педагогической задачей, а требует в большей степени психологического подхода к решению данной проблемы. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта у преподавателей возможно посредством разработки и внедрения программы психологического развития эмоционального интеллекта преподавателей. Разработка программы является задачей психологической службы вуза, которая, в первую очередь, должна определить уровень развития эмоционального интеллекта каждого преподавателя. Психологическое сопровождение развития эмоционального интеллекта имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе разработки программы.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическое сопровождение, эмпатия, психология, педагогическое мастерство, компетенции, навыки, умения, диагностика, личность.
Для цитирования: Шкахова Ф. А., Малкарова Р. Х., Таукенова Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта преподавателей вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2024. № 4. С. 107–111. DOI: 10.47438/2309-7078_2024_4_107
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(305)_2024_107-111.pdf