Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Володина О. В. Система контроля для обеспечения развития интеллектуальной культуры личности студентов вуза средствами иноязычного образования

DOI: 10.47438/2309-7078_2023_3_68

Ольга Васильевна Володина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводск, Россия
e-mail: volodina@petrsu.ru

Аннотация. Интеллектуальная культура личности выступает наивысшим уровнем проявления потенциала и способностей человека в познании себя, других людей, явлений и закономерностей окружающего мира, системы научных знаний о развитии природы, мышления, материальных и духовных ценностей общества. Система контроля для обеспечения развития интеллектуальной культуры личности студентов вуза средствами иноязычного образования охватывает применение критериев проверки уровня языковых знаний и навыков, речевых умений на рецептивном и продуктивном уровнях использования иностранного языка, выступающих средствами активизации восприятия, ощущений, сознания, воображения, мышления, памяти для формулирования и вербализации мыслей и речевых высказываний на изучаемом языке. Систематизированный контроль обеспечивает эффективность управления процессом обучения иностранному языку в высшей школе. В контексте исследования раскрыта специфика мониторинга и контроля, связанная с ориентацией: а) на традиционные основания для оценивания когнитивно-смысловой составляющей обучения иностранному языку (лексические и грамматические навыки, когнитивные способности к восприятию, пониманию и осмыслению информации, знания и умение их применять для решения определённых коммуникативных задач средствами изучаемого языка и др.) посредством стандартизированных заданий и приёмов тестирований; б) на использование альтернативных форм контроля для проявления критического, дивергентного и рефлексивного мышления, самостоятельной творческой позиции студентов, активности и инициативности в ходе группового взаимодействия, способности к самоопределению, саморегулировании познавательной, исследовательской, речемыслительной, интеллектуальной деятельности в процессе обсуждения и решения проблем, готовности будущих специалистов к конструктивному взаимодействию и коммуникативному партнёрству.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, иноязычное образование, речемыслительная деятельность, личностные и субъектные преобразования, традиционные и альтернативные средства контроля.

Для цитирования: Володина О. В. Система контроля для обеспечения развития интеллектуальной культуры личности студентов вуза средствами иноязычного образования // Известия Воронежского государствен-ного педагогического университета. 2023. № 3. C. 68–76. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_3_68

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(300)_2023_68-76.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 70731.