Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Трофимова Н. Б., Орлова Г. В. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов как условия успешности профессиональной деятельности

DOI: 10.47438/2309-7078_2023_2_41

Наталья Борисовна Трофимова

доктор психологических наук, профессор, аведующая кафедрой общей и педагогической психологии
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: n_trofimova@mail.ru

Галина Владимировна Орлова

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: orellet@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыта характеристика понятия «эмоциональный интеллект» как условия успешности профессиональной деятельности будущих педагогов. Даётся анализ эмоциональной компетентности в контексте психолого-педагогических исследований. Показана значимость эмоциональных способностей в структуре личности будущего педагога. На основе анализа сопряжённых понятий «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность», «профессиональная компетентность», «успешность» даётся определение эмоционального интеллекта как фактора успешности профессиональной деятельности педагога. Разработанная модель развития эмоционального интеллекта будущих педагогов доказала свою эффективность. Научная новизна исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели развития эмоционального интеллекта будущих педагогов. Раскрыто содержание и сущностная характеристика понятия «профессионализм педагога». В рамках модели описано использование способов формирования эмоциональной грамотности. Предполагается, что эмоциональный интеллект в современном его понимании является ключевым для создания профессиональных компетенций будущего педагога, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде и социальных условиях.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, педагог, профессионализм, успешность, модель, профессиональная деятельность.

Для цитирования: Трофимова Н. Б., Орлова Г. В. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов как условия успешности профессиональной деятельности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 2. С. 41–47. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_2_41

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_2(299)_2023_41-47.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 70731.