Щелина Т. Т. О проблемах психолого-педагогической компетентности членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_4_32
Тамара Тимофеевна Щелина
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики и педагогики профессионального образования
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
Арзамас, Россия
e-mail: arz65@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена осмыслению психолого-педагогических проблем взаимодействия представителей системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с семьями группы риска по возникновению девиантного поведения у детей и подростков. Представлены материалы исследования с участием 50 членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, 30 студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения». По результатам анкетирования описаны социально-психологические характеристики «типичного» члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; выявлена потребность сотрудников комиссий в дополнительной психолого-педагогической подготовке для продуктивного взаимодействия с различными категориями родителей и детей – потенциальными и реальными объектами деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; дана содержательная характеристика эмпирически выявленных психологических барьеров восприятия, взаимодействия, коммуникации в непосредственном общении членов комиссий с детьми и родителями. Полученные результаты могут стать основой корректировки критериев отбора представителей общественности в состав комиссий и построения программ их дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, девиантное поведение, профилактика беспризорности, комиссия по делам несовершеннолетних, семьи группы риска, психологические барьеры, барьеры общения.
Для цитирования: Щелина Т. Т. О проблемах психолого-педагогической компетентности членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 4. С. 32–38. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_4_32.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(297)_2022.-32-38.pdf