Корнилов Н. В. К истокам лингвистической типологии: Адам Смит
DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_176
Николай Викторович Корнилов
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Владимир, Россия
e-mail: kornilov_nikolai@mail.ru
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются идеи об историческом развитии языков известного экономиста и философа Адама Смита, высказанные в специальном трактате «Размышления о первоначальном формировании языков и различии духовного склада исконных и смешанных языков». К сожалению, во многих работах, посвящённых лингвистической типологии, этот научный труд британского учёного не упомянут. А. Смит установил, что первые слова имели глобальное значение, обозначая целые ситуации, что частично подтверждается фактами детской речи. Позднее, в процессе развития у древних людей способностей к разным абстрактным мыслительным операциям (сравнению, классификации, анализу и др.), из первых слов стали выделяться «метафизические части», которые у А. Смита соответствуют частям речи (именам существительным, именам прилагательным, предлогам). Кроме того, задолго до немецких языковедов-романтиков (братьев Шлегелей) автор трактата обозначил причины перехода первоначально синтетических языков к аналитическому грамматическому строю. Можно сказать, что идеи А. Смита опередили своё время, предвосхитив появление многих теоретических построений в лингвистической типологии. Новизна работы определяется самим предметом исследования, а её актуальность – необходимостью расширения и уточнения сведений об истории развития науки о языке и истоках формирования лингвистической типологии.
Ключевые слова: Адам Смит, лингвистическая типология, простые языки (синтетические), составные языки (аналитические), языковые контакты, смешение языков, слова-предложения, безличные глаголы, ситуативные слова.
Для цитирования: Корнилов Н. В. К истокам лингвистической типологии: Адам Смит // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2025. № 3. С. 176–185. DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_176
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(308)_2025_186-191.pdf