Харьковский Н. П., Вахтель Л. В. Развитие художественной одарённости студентов творческих специальностей в образовательном процессе вуза
DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_112
Николай Петрович Харьковский
кандидат педагогических наук, декан факультета искусств и художественного образования
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: tan-can@rambler.ru
Лариса Викторовна Вахтель
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и народной художественной культуры
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: lara-wachtel@rambler.ru
Аннотация. В статье определены понятие и сущность художественной одарённости. Рассмотрены психолого-педагогические характеристики художественно одарённой личности: познавательная активность, многоканальность, гибкость, продуктивность, оригинальность и метафоричность мышления, внутренняя целостность, эмоционально окрашенное эстетическое отношение к действительности, восприимчивость, нестандартность видения мира. Авторами выявлены особенности проявления и развития художественной одарённости у студентов творческих специальностей в образовательном процессе вуза. Авторы подчеркивают необходимость разработки индивидуальной траектории развития художественно одарённых студентов, в которой прослеживается взаимодействие художественного и психологического пространства творчества. Результатом реализации авторского подхода является высокий уровень развития художественной одаренности, которая в образовательном процессе трансформируется в индивидуальный творческий стиль студентов, способствует реализации их творческого потенциала и духовной самоактуализации.
Ключевые слова: художественная одарённость, музыкально-исполнительская деятельность, художественно-изобразительная деятельность, образовательный процесс, индивидуальный творческий стиль.
Для цитирования: Харьковский Н.П., Вахтель Л.В. Развитие художественной одаренности студентов творческих специальностей в образовательном процессе вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2025. № 3. С. 112–116. DOI: 10.47438/2309-7078_2025_3_112
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(308)_2025_112-116.pdf