Корсунская А. Г., Галкина С. Ф. Инструкция в системе обучения русскому языку как иностранному в военном вузе
DOI: 10.47438/2309-7078_2024_1_93
Анастасия Геннадьевна Корсунская
кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка
Военный институт физической культуры
Санкт Петербург, Россия
e-mail: akulik1@yandex.ru
Светлана Фёдоровна Галкина
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Военный институт физической культуры
Санкт Петербург, Россия
e-mail: port.artur@mail.ru
Аннотация. Формирование навыков работы с различными текстами – важная составляющая обучения русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются исследовательские подходы к такому понятию как текст-инструкция, описывается его интерпретация в рамках различных лингвистических направлений, доказывается актуальность изучения текстов инструктивного типа в военных вузах. Обосновываются преимущества дидактического подхода к инструкции как к функционально-смысловому типу речи. Предлагается методическая разработка практического занятия, подготовленная для иностранных военнослужащих, владеющих русским языком на уровне, близком к В2. Разработанная система заданий позволяет дать общее представление об инструкциях и их жанровом многообразии, а также сформировать ряд профессионально ориентированных собственно речевых и коммуникативных навыков у обучаемого контингента с опорой на речевые компетенции, полученные в ходе изучения остальных функционально-семантических типов.
Ключевые слова: инструкция, тексты инструктивного типа, функционально-семантические типы речи, лингводидактика, текстоориентированное обучение, русский язык как иностранный, язык специальности, профессионально ориентированное обучение, иностранные военнослужащие, военный вуз.
Для цитирования: Корсунская А. Г., Галкина С. Ф. Инструкция в системе обучения русскому языку как иностранному в военном вузе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2024. № 1. С. 93–97. DOI: 10.47438/2309-7078_2024_1_93.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_1(302)_2024_93-97.pdf