Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Полякова А. И. Анализ эволюции понятия «цифровая грамотность» в зарубежной педагогической науке: исследование методологических подходов

DOI: 10.47438/2309-7078_2023_4_20

Антонина Игоревна Полякова

аспирант кафедры психологии и общей педагогики
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета
Новокузнецк, Россия
е-mail: pol16@mail.ru

Аннотация. На протяжении последних 20 лет в публичном научном дискурсе, касающемся цифровой дидактики в системе образования на разных уровнях, особое внимание было уделено значимости эффективного использования цифровых технологий (цифровая грамотность), а также важности обладания педагогами набором навыков, знаний и отношений для использования цифровых технологий в различных контекстах (цифровая компетенция). В данном исследовании проанализирована эволюция понятия «цифровая грамотность» в педагогической науке. Используя методы тематического и машинного анализа, были выявлены скрытые темы в научных публикациях и построены графические библиографические связи. Исследование охватило 40 статей и монографий из 14 стран и выявило 3 тематических узла в развитии цифровых знаний и навыков у преподавателей и обучающихся: компетентностный, деятельностный и оценочный. Нами предпринята попытка охарактеризовать исторические этапы развития цифровой грамотности и её расширение до уровня цифровой компетенции.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая компетенция, цифровая педагогика, ИКТ-грамотность.

Для цитирования: Полякова А. И. Анализ эволюции понятия «цифровая грамотность» в зарубежной педагогической науке: исследование методологических подходов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 4. С. 20–26. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_4_20

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(301)_2023_20-26.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 70731.