Емельянова И. Д. Развитие читательских компетенций у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_4_39
Ирина Дмитриевна Емельянова
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и специального образования
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Елец, Россия
e-mail: iemelyanova64@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется проблема обучения чтению младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). В связи с этим автор излагает свои представления о читательской компетентности и компетенциях, составляющих её структуру. Описывается феномен «Тяжёлые нарушения речи» и теоретически обосновываются этиологические факторы, ограничивающие продуктивность процесса обучения читательской деятельности у детей с ТНР. Для достоверности фактов автор проводит диагностику читательских компетенций у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по двум направлениям: педагогическому и психологическому. Анализ результатов, подтверждённый статистической обработкой данных, позволяет судить о низком уровне компетенций, обеспечивающих овладение читательской деятельностью. Наиболее частым расстройством, препятствующим полноценному формированию читательской компетентности у учеников начальных классов с ТНР, выступает недостаточность навыков программирования связного речевого высказывания, что провоцирует искажение понимания смысла прочитанного текста. Обозначенная проблема позволяет, по мнению автора, направлять логопедическую работу на формирование коммуникативной, ценностно-смысловой, функциональной и познавательной компетенций, создающих условия для самореализации, самовыдвижения ребёнка как читателя.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, читательские компетенции, тяжёлые нарушения речи, младшие школьники, читательская деятельность, коммуникативная компетенция, ценностно-смысловая компетенция, функциональная компетенция, познавательная компетенция.
Для цитирования: Емельянова И. Д. Развитие читательских компетенций у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 4. С. 39–47. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_4_39.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(297)_2022.-39-47.pdf