Самойленко М. А. Логические пропозиции в высказываниях нетипичного носителя языка (на материале текстов бесед логопеда с детьми с лексико-грамматическим недоразвитием речи)
DOI: 10.47438/2309-7078_2021_1_169
Марина Анатольевна Самойленко
аспирант кафедры современного русского языка и методики
Красноярский государственный педагогический университет
Красноярск, Россия
e-mail: samoylenko.marina@yandex.com
Аннотация. В статье приведены результаты исследования высказываний детей с лексико-грамматическим недоразвитием речи в части реализации потенциала логических пропозиций. Автор стремится дать ответ на вопрос: что происходит, когда интеллектуальные и мотивационные возможности говорящего превосходят имеющиеся «технические», языковые средства? В результате анализа более 200 текстов высказываний детей, записанных в ходе педагогических бесед, автор выделяет наиболее популярные у детей с указанным нарушением речи типы логических пропозиций, наиболее сложные для реализации в высказывании, а также рассматривает типичные варианты функционирования логических пропозиций в условиях ограниченности языковых средств выражения. Данные выводы могут быть использованы лингвистами при изучении потенциала логических пропозиций в функциональном и коммуникативном аспектах.
Ключевые слова: онтолингвистика, речь ребёнка, семантический синтаксис, логические пропозиции.
Для цитирования: Самойленко М. А. Логические пропозиции в высказываниях нетипичного носителя языка (на материале текстов бесед логопеда с детьми с лексико-грамматическим недоразвитием речи) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 169-174. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_1_169.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_1(290)_2021.169-174.pdf