Пивченко В. П., Шабанов А. Г. Работа классного руководителя с детьми мигрантов: задачи, формы, эффективность
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_77
Владимир Петрович Пивченко
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск, Россия
e-mail: vladimirpivchenko@yandex.ru
Артём Геннадьевич Шабанов
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск, Россия
e-mail: shabanov_11.01.84@mail.ru
Аннотация. Одним из существенных направлений деятельности классного руководителя является работа с детьми мигрантов. Количество таких обучающихся в российской школе неуклонно растёт. Мигранты принадлежат различным культурам, следуют разным религиозным традициям; у всех разный уровень владения русским языком; многие приезжие, как взрослые, так и дети, переживают состояние стресса, вызванное столь заметным изменением жизненной ситуации. Эти, как и множество других обстоятельств, классный руководитель, который выполняет свои профессионально-педагогические функции, обязан учитывать, если в его классе такие воспитанники есть. Методологической основой данной статьи является идея событийного подхода в организации воспитательной работы; в качестве ещё одного методологического основания используется опора на компетентностный подход в современной педагогике. Методы, которые используются в данном исследовании, носят обобщающе-теоретический характер: анализ научных, методических, нормативно-правовых источников по теме; систематизация материала; обобщение. Результаты исследования позволяют говорить о том, что в распоряжении классного руководителя в современной школе есть большие возможности для работы с детьми мигрантов: есть необходимая правовая и научно-теоретическая база; методическая литература по проблеме; разработаны диагностические материалы для выявления результативности в этом направлении воспитательной деятельности. При наличии устойчивой мотивации к подобной деятельности и сформированной межкультурной компетентности педагогически значимый результат работы классного руководителя с детьми мигрантов с высокой степенью вероятности может быть достигнут.
Ключевые слова: классный руководитель, дети мигрантов, культуросберегающий подход, система воспитательной работы, формы и методы воспитания.
Для цитирования: Пивченко В. П., Шабанов А. Г. Работа классного руководителя с детьми мигрантов: задачи, формы, эффективность // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3. С. 77–83. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_77
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(296)_2022.-77-83.pdf