Бескровная Т. В. Семья как субъект воспитания: историко-педагогический контекст
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_115
Татьяна Викторовна Бескровная
аспирант кафедры социальной педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: beskrovnaya.t@bk.ru
Аннотация. В статье раскрываются отдельные аспекты проблемы субъектности семьи в воспитании. Цель статьи: рассмотреть сущностные характеристики семьи как коллективного субъекта воспитания, которые могут быть применены для анализа историко-педагогического опыта. Методологическую основу составили теоретико-ретроспективный, социально-педагогический, субъектный подходы; методы анализа, синтеза, аналогии, экстраполяции, обобщения. Обращается внимание на различие функционального и субъектного подходов к изучению рассматриваемой проблемы: если в логике анализа воспитательной функции семья рассматривается лишь как её носитель, а сама функция отражает отдельное направление активности семьи, то субъектный подход показывает семью, включённую в воспитание как сложное социокультурное явление, опирающееся на интеграцию семейного, социального и религиозного воспитания. На основе обращения к опыту изучения феномена коллективного субъекта в советской и современной российской науке выделены индикаторы идентификации семьи как субъекта воспитания. Подчёркивается неоднозначность субъектных проявлений семьи в воспитании, что актуализирует исследования историко-педагогического опыта определения соответствующих теоретических ориентиров и практики.
Ключевые слова: семья, коллективный субъект, индикаторы семьи как коллективного субъекта, воспитание, историко-педагогический контекст.
Для цитирования: Бескровная Т. В. Семья как субъект воспитания: историко-педагогический контекст // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3. С. 115–119. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_115
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(296)_2022.-115-119.pdf