Склярова О. Н. Профессионально-личностные компетенции выпускника вуза
DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_72
Оксана Николаевна Склярова
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
Воронеж, Россия
Аннотация. Обоснована возможность достижения профессионально-личностных компетенций за счёт проектирования соответствующей самостоятельной деятельности курсантов военных вузов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде в условиях цифровизации образования. Рабочая гипотеза базируется на том, что выпускник вуза, являющийся мотивированной личностью, обладающей индивидуальными и личностными качествами, может быть охарактеризован дополнительно выделенными формируемыми профессионально-личностными компетенциями в процессе самостоятельной деятельности обучающегося в период обучения. Реализация самостоятельной деятельности курсанта достижима в рамках «субъект-субъектной» модели взаимодействия педагога и курсанта, что определяет внедрение инновационных подходов самообразования, например, индивидуальных траекторий профессионального развития. Данный подход позволит более глубоко дифференцировать профессиональные компетенции выпускника вуза, определяемые требованиями образовательных стандартов, выделяя в качестве самостоятельных профессионально-личностные компетенции, отражающих их индивидуальные и личностные качества.
Достижение поставленных целей может быть достигнуто путём формирования инвариантных нелинейных индивидуальных траекторий профессионального развития курсантов с учётом личностных психофизических особенностей, позволяющих формировать и развить профессионально-личностные компетенции. Процесс реализуется как точечное выстраивание целевого конечного результата в структуре общих профессиональных компетенций будущего военного специалиста на протяжении всего периода обучения. Отражена качественная составляющая профессионально-личностных компетенций будущего военного специалиста.
Ключевые слова: инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда, профессионально-личностные компетенции, самостоятельная деятельность, траектория профессионального развития курсанта.
Для цитирования: Склярова О. Н. Профессионально-личностные компетенции выпускника вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 72–77. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_72.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(293)_2021.-72-77.pdf