Овчинников Е. Н. Гражданское воспитание в истории отечественной педагогической мысли XVIII–XIX вв.
DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_10
Евгений Николаевич Овчинников
преподаватель
кафедры электрооборудования и оптико-электронных систем
Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
Воронеж, Россия
e-mail: ov.evgeny@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена осмыслению гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли, начиная с XVIII в., когда начинают происходить кардинальные изменения в системе отечественного образования: реформы Петра I способствовали появлению светской (гражданской) системы образования, нацеленной, прежде всего, на профессиональное образование. Вопросы гражданского воспитания на уровне власти становятся актуальными и приоритетными. Складывается новый национальный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Гражданское воспитание в этот период рассматривается в контексте общественного воспитания, включающего в себя традиционно нравственное и национальное (народное) воспитание, и такой подход сохраняется на протяжении всего XIX века. В публицистике этого периода вопросы воспитания обсуждаются и либералами, и консерваторами, и славянофилами, и западниками. В целом, современные исследователи считают, что в обозначенный период складывалась либерально-демократическая модель гражданского образования и воспитания, понятие же гражданского (общественного) воспитания уже обретало интегративные черты.
Ключевые слова: гражданское воспитание, общественное воспитание, гражданское образование, нравственное воспитание, традиция, национальный идеал, интегративное понятие.
Для цитирования: Овчинников Е. Н. Гражданское воспитание в истории отечественной педагогической мысли XVIII–XIX вв. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 10–14. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_10.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(293)_2021.-10-14.pdf