Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Кузнецова А. Я., Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Изменения профессиональной подготовки студентов вуза под воздействием цифровизации общества

DOI: 10.47438/2309-7078_2021_2_68

Альвина Яковлевна Кузнецова

доктор философских наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск, Россия
e-mail: phileducation@yandex.ru

Анна Юрьевна Зверкова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск, Россия
e-mail: fppdzverkova@mail.ru

Елизавета Александровна Омельченко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск, Россия
e-mail: eliam@mail.ru

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на процессы, происходившие в течение последнего времени в системе профессиональной подготовки студентов вуза под воздействием цифровизации общества. Отмечается глобальность этого процесса, вызванная пандемией 2020 года, подчёркивается необходимость научно-педагогической рефлексии изменений компонентов профессиональной подготовки, являющихся следствием этой ситуации. Цель статьи – описать изменения компонентов профессиональной подготовки
студентов вуза, проявляющиеся под воздействием цифровизации общества.
Под воздействием цифровизации общества начали несколько меняться компоненты профессиональной подготовки. С точки зрения авторов, это утверждение находит своё подтверждение при анализе трёх проблемных полей. Первое – поиск методологических оснований цифровизации образовательной среды, предполагающий постепенную разработку нового понятийного педагогического аппарата и совершенствование уже имеющегося. Второе – осмысление теоретических аспектов профессиональной деятельности преподавателей вуза в цифровой образовательной среде, делающее акцент на реализации в ней совокупности идей и убеждений относительно профессии – педагогического кредо. Третье – рефлексия практики перехода от очного формата к дистанционному, включающая мнение как педагогов, так и студентов.
Отмечается, что рассматриваемые изменения по большей части коснулись двух компонентов профессиональной подготовки. Это способы и условия её осуществления. Они обогатились благодаря использованию современных компьютерных технологий, обладающих существенным потенциалом управления ресурсами цифровой образовательной среды. Об изменениях остальных компонентов – цели, функции, структуры, содержания, результатов и коррекции – пока сложно делать заключение, т. к. они значительно менее очевидны и, возможно, проявятся позднее.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компоненты профессиональной подготовки, цифровая образовательная среда, методы обучения в цифровой образовательной среде, цифровые образовательные технологии, педагогическое кредо преподавателя.

Для цитирования: Кузнецова А. Я., Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Изменения профессиональной подготовки студентов вуза под воздействием цифровизации общества // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 2. С. 68–74. DOI 10.47438/2309-7078_2021_2_68.

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_2(291)_2021.-68-74.pdf

Подписка:

Каталог АО Агентство "Роспечать", подписной индекс 70731.