Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Володина О. В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе

DOI: 10.47438/2309-7078_2020_3_17

Ольга Васильевна Володина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
естественно-технических направлений и специальностей,
Петрозавордский государственный университет
Петрозаводск, Россия
e-mail: volodina@petrsu.ru

Аннотация. В условиях мировой глобализации экономики, интеграции политических, культурных, религиозных сфер, сопровождаемых научно-техническим прогрессом, развитием мировой торговли, транснационализацией, переходом к рыночным отношениям, активным внедрением современных технологий и объединением культурных традиций актуализирован спрос на интеллект как смыслообразующий центр цивилизационного прогресса, выполняющего эволюционную функцию управления будущим. Интеллектуализация образования в высшей школе согласуется с целевой установкой высшего профессионального образования на становление конкурентоспособного профессионала с обширным диапазоном компетенций, знаний, навыков и умений, способного и готового активно участвовать в социально-экономических и культурных преобразованиях, деятельно и эффективно проявлять себя в инновационных проектах, раскрывая свои гуманные качества и следуя общечеловеческим ценностям. Целью и результатом процесса интеллектуализации образования в вузе выдвигается проявление высокого уровня интеллектуальной культуры личности студента. Общекультурное и интеллектуальное развитие и совершенствование будущего специалиста в вузе является одним из условий решения задач, стоящих перед человеком в современном обществе. В контексте исследования проблемы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся высшей школы даны определения понятий: «культура», «интеллект», «личностная культура», «интеллектуальная культура
личности», «общая культура личности», «культура умственного труда», «умственное воспитание», «умственное развитие»; представлен потенциал образовательной среды вуза для обеспечения качественно более высокого уровня развития интеллектуальной культуры личности обучающихся для подготовки к будущей деятельности в различных сферах общественной жизни, включая профессиональную, потенциал воспитания нового поколения интеллектуальной элиты.

Ключевые слова: культура, интеллект, личностная культура, интеллектуальная культура личности, общая культура личности, культура умственного труда, умственное воспитание, умственное развитие.

Для цитирования: Володина О. В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 3. C. 17–23. DOI: 10.47438/2309-7078_2020_3_17.

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(288)_2020.-17-23.pdf

Подписка:

Каталог АО Агентство "Роспечать", подписной индекс 70731.