Вахтель Л. В. Преодоление сценического волнения в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов в вузе
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_48
Лариса Викторовна Вахтель
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования и народной художественной культуры
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: lara-wachtel@rambler.ru
Аннотация. В статье представлена характеристика сценического волнения как важнейшей составляющей профессиональной подготовки студента-музыканта в вузе. Описаны фазы сценического волнения и их проявление в концертной практике выдающихся музыкантов и обучающихся студентов-исполнителей. Первая фаза связана с получением известия о дате концерта или экзамена. Вторая – предконцертное состояние, в которой различается три типа волнения: волнение-подъём, волнение-паника и волнение-апатия. Третья, острая и короткая фаза – выход на сцену, четвертая – исполнение программы, пятая фаза – постконцертное состояние. Автор акцентирует внимание на необходимости проживания студентом предконцертного напряжения как преддверия вхождения в духовное надсознательное пространство воссоздания музыкального сочинения во время публичного показа, которое должно происходить в той же духовной плоскости, что и его создание композитором. Таким образом, сценическое волнение выступает в качестве катализатора включения духовного состояния студента-исполнителя. В статье определены аспекты педагогической установки на достижение студентом оптимального уровня сценического волнения: смещение акцента с преодоления технических трудностей на постижение глубинного смысла и художественной ценности сочинения; активизация саморегуляции эмоционального состояния во время выступления студента и при подготовке к нему.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая установка, сценическое волнение, психическое состояние, интерпретация музыкального сочинения.
Для цитирования: Вахтель Л. В. Преодоление сценического волнения в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов в вузе // Известия Воронежского государственного педагогического уни-верситета. 2022. № 3. С. 48–52. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_48
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(296)_2022.-48-52.pdf