Трущелёв П. Н. Взаимодействие автора и читателя в учебном тексте
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_186
Павел Николаевич Трущелёв
аспирант, ассистент кафедры русского языка
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: paveltrue2007@rambler.ru
Аннотация. В статье описываются языковые средства и речевые приёмы, которые используются в учебных текстах для выражения разных аспектов взаимодействия между автором (учёным и педагогом) и учащимся. Материал работы – примеры из школьных учебников для средней школы по биологии, географии, истории, обществознанию, русскому языку и физике. В результате коммуникативно-функционального анализа маркеров взаимодействия участников коммуникации впервые выделены способы организации учебно-познавательной деятельности учащегося в учебном тексте: регулирование процесса чтения, управление вниманием читателя, актуализация знаний, моделирование сценариев познавательной деятельности, иллюстративное объяснение материала.
Ключевые слова: учебный текст, учебник, знания, автор и читатель, эгоцентрики, тектообразование.
Для цитирования: Трущелёв П. Н. Взаимодействие автора и читателя в учебном тексте // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3. С. 186–192. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_186
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(296)_2022.-186-192.pdf