Шакурова М. В., Юрова М. С. К вопросу о критериях оценки опыта продуктивного реагирования будущих педагогов на проявления буллинга
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_104
Марина Викторовна Шакурова
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: shakurova@mail.ru
Мария Сергеевна Юрова
аспирант кафедры социальной педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: yurova_maria_s@mail.ru
Аннотация. В статье поднимается вопрос о подготовке будущих педагогов к профилактике и преодолению буллинга в образовательных организациях, свободном общении детей и молодёжи. Качество подготовки во многом определяется сформированностью опыта продуктивного реагирования на ситуации буллинга, который опирается на допрофессиональный опыт студентов. Цель статьи: обосновать основные критерии оценки опыта продуктивного реагирования будущих педагогов на проявления буллинга. Выделены и описаны два критерия: а) процессуальный, позволяющий сделать заключение об уровне сформированности опыта реагирования; б) позиционный, позволяющий сделать заключение об использовании обучающимся продуктивной или непродуктивной модели реагирования. Сочетание критериев, лежащих в их основе компонентов реагирования (идентификация ситуации, проявление внимания, понимание ситуации, мотивация реагирования, использование опыта реагирования, рефлексия) и моделей поведенческого реагирования (самоактивизирующая, социально активизирующая, интегрирующая, индифферентная, избегающая) позволили выделить и описать уровни проявления обучающимися опыта реагирования на ситуации буллинга, типы реагирования и разработать опросник для экспертной оценки. Полученные результаты диагностики подтверждают необходимость разработки и реализации в вузе специальных программ формирования у будущих педагогов опыта продуктивного реагирования на ситуации буллинга.
Ключевые слова: профессиональное обучение педагогов, буллинг, критерии оценки, опыт продуктивного реагирования, типы опыта продуктивного реагирования на проявления буллинга.
Для цитирования: Шакурова М. В., Юрова М. С. К вопросу о критериях оценки опыта продуктивного реагирования будущих педагогов на проявления буллинга // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3. С. 104–108. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_104
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(296)_2022.-104-108.pdf