Ковтуненко Л. В., Мазкина О. Б., Зыкова Н. Ю. Мотивы нравственного поведения: от подростка к юноше
DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_20
Любовь Васильевна Ковтуненко
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии
Воронежский государственный университет
Воронеж, Россия
e-mail: kovtunenkolv@mail.ru
Ольга Борисовна Мазкина
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии
Воронежский государственный университет
Воронеж, Россия
e-mail: mazkina-olga@mail.ru
Наталья Юрьевна Зыкова
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, педагогики и психологии
Воронежский государственный институт физической культуры
Воронеж, Россия
e-mail: zikova_natalya@inbox.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования мотивов нравственного поведения подростков и юношей в современных условиях. Отмечается недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической науке, в том числе в условиях, сложившихся в результате полномасштабного мирового кризиса – пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в связи с чем данная проблема приобретает особую актуальность. На материале эмпирического исследования, охватывающего период с 2015 по 2021 годы, показано, что студенты, принимавшие в подростковом возрасте участие в программе воспитания нравственных чувств на первом этапе эксперимента, обладают высоким уровнем мотивации сострадания, альтруизма и справедливости по сравнению со студентами, которые не участвовали в данной программе. Полученные данные позволяют утверждать, что реализация программы воспитания нравственных чувств подростков позитивно влияет на воспитание их нравственного поведения в юношеском возрасте. Оценивая влияние виртуальной реальности на нравственное воспитание участников эксперимента, следует отметить, что полученные результаты обусловливают необходимость педагогического сопровождения нравственного воспитания студентов на этапе их профессионального обучения.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные чувства, мотивационный компонент нравственных чувств, мотивы нравственного поведения, уровень развития морального сознания, музыкальный творческий коллектив, юношеский возраст, студенты вуза, информационное пространство.
Для цитирования: Ковтуненко Л. В., Мазкина О. Б., Зыкова Н. Ю. Мотивы нравственного поведения: от подростка к юноше // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 20–26. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_20
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(293)_2021.-20-26.pdf