Заварзина В. А. Ресурсы национального корпуса русского языка в исследовании культурных исторем (на примере словесного знака «гимназия»)
DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_194
Виктория Александровна Заварзина
аспирант
Воронежский государственный университет
Воронеж, Россия
e-mail: zva0604@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – анализу динамики изменения частоты употребления словесного знака «гимназия», который представляет собой важную для русского национального сознания культурную исторему. Впервые исследование проведено на материале большого объёма данных, размещённых в информационно-справочной системе «Национальный корпус русского языка», предназначенной для обеспечения научных исследований лексики языка и процессов языковых изменений, происходящих на протяжении разных исторических периодов. В работе представлена периодизация истории гимназического образования в российском государстве и выявлены основные процессы в развитии слова «гимназия», получившие отражение на уровне всех компонентов лексической семантики. Особое внимание уделяется описанию динамики деривационных, парадигматических и синтагматических связей и отношений исследуемой лексической единицы. Индекс частотности употребления слова «гимназия», отражённый в материалах Национального корпуса русского языка, позволяет установить периоды его активизации и пассивизации. В заключение сделан вывод о том, что в русском языке новейшего периода отмечается безусловный процесс актуализации отмеченного словесного знака, обусловленный возрождением гимназического образования в России.
Ключевые слова: национальный корпус русского языка, индекс частотности, культурная исторема, гимназия, активизация, пассивизация.
Для цитирования: Заварзина В. А. Ресурсы национального корпуса русского языка в исследовании культурных исторем (на примере словесного знака «гимназия») // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 194–199. DOI: 10.47438/2309-7078_2021_4_194.
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_4(293)_2021.-194-199.pdf