Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 2309-7078

Парышева Е. В. По одёжке встречают: тексты на предметах одежды как форма самопрезентации языковой личности

DOI: 10.47438/2309-7078_2020_3_173

Екатерина Викторовна Парышева

аспирант кафедры русского языка
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: cancor@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению надписей на предметах одежды, одной из функций которых является отражение языковой личности носителя языка, его идей, ценностей, взглядов на окружающую действительность. Анализируются тексты, написанные кириллицей и латиницей, а также так называемые креолизованные, гибридные тексты, сочетающие в себе разные средства представления информации (вербальные и невербальные). В текстах, написанных на кириллице, сильно влияние жаргонизмов, заимствований, специфичными являются слова и выражения, негативно оценивающие современную действительность; частотны языковые единицы, характеризующие личность человека. Тексты на латинице демонстрируют упор на мотивационный характер надписей, основная функция которых – вдохновлять на самосовершенствование, пропагандировать любовь к себе. Креолизованные тексты создают возможности для языковой игры, что чаще встречается в англоязычных надписях и может вызывать сложности при интерпретации человеком, не владеющим английским языком на достаточном уровне. Одной из существенных характеристик текстов на одежде является сложный характер отношений «говорящий – адресат». С одной стороны, говорящим следует признать человека, который носит конкретную вещь с надписью, с другой стороны, говорящим может являться и человек, создавший надпись. Роль адресата также может принадлежать человеку, носящему вещь, или же человеку, который «считывает» надпись, но не является владельцем предмета одежды.

Ключевые слова: современная языковая ситуация, языковая личность, слоганы, креолизованные тексты, языковая игра.

Для цитирования: Парышева Е. В. По одёжке встречают: тексты на предметах одежды как форма самопрезентации языковой личности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 173–177. DOI: 10.47438/2309-7078_2020_3_173.

Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_3(288)_2020.-173-177.pdf

Подписка:

Каталог АО Агентство "Роспечать", подписной индекс 70731.