Атаманова Н. П., Емельянова О. Я. Особенности мотивационной сферы обучающихся при использовании компьютерных игровых технологий
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_2_47
Наталья Петровна Атаманова
аспирант кафедры общей педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: atamanova_n@mail.ru
Ольга Яковлевна Емельянова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: olga-emel@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме – мотивации обучающихся при использовании компьютерных игровых технологий в образовании. Цель статьи – рассмотреть вариант мотивационной модели школьников (игроков), изучить и выявить влияние типа мотивации школьника (игрока) на выбор элементов компьютерных игровых технологий (сюжет, элементы поощрения, сценарии). Актуальность проблемы обусловлена возрастающим интересом к использованию компьютерных игровых технологий в образовательном процессе при переходе на дистанционный формат обучения и применению однотипных элементов игрофикации без учёта психологических особенностей школьников. Проводится анализ нескольких существующих моделей игровых мотиваций, классификация психологических типов игроков по степени и причинам вовлечения их в игру, рассматривается таксономия игрофикации образовательного контента. В исследовании приняли участие 320 школьников. Опрос осуществлялся посредством онлайн-формы на базе центра дополнительного образования «Кванториум» (г. Воронеж). В качестве метода сбора использовался опросник для определения мотивации игрока в онлайн-играх Ника Йи в русскоязычной адаптации, выполненной на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова; раскадровки, отражающие основные элементы таксономии игрофикации А. Тода, предложенные данным учёным. Выявлено, что у школьников приоритетный выбор игровых элементов находится во взаимосвязи с типом мотивации.
На основе результатов предложены рекомендации по персонализированной игрофикации в образовании, основанные на оценке цифрового следа обучающихся, определены дальнейшие направления исследования в данной области. Анализ полученных результатов позволяет сформулировать рекомендации, необходимые для практиков и учёных при использовании компьютерных игровых технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: образование, игровые технологии, игрофикация, игровые элементы, игровые механики, обучающие системы, таксономия образовательных целей, мотивация.
Для цитирования: Атаманова Н. П., Емельянова О. Я. Особенности мотивационной сферы обучающихся при использовании компьютерных игровых технологий // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 47–52. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_2_47
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_2(295)_2022.-47-52.pdf