Шакурова М. В., Петряева Т. А., Калишкина Д. С. К вопросу о внутриличностных механизмах метода примера и биографического метода в воспитании
DOI: 10.47438/2309-7078_2022_2_10
Марина Викторовна Шакурова
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: shakurova@mail.ru
Татьяна Андреевна Петряева
аспирант кафедры социальной педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: tanyapetryaeva@yandex.ru
Дарья Сергеевна Калишкина
старший преподаватель кафедры социальной педагогики
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: dasha50789@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена характеристике отдельных внутриличностных механизмов, на которые опираются метод примера и биографический метод, используемые для решения задач воспитания. Авторами выделены общее (понимание и признание роли личности в процессе строения жизни; стремление через единичное представить типичное либо акцентировать уникальное; реалистичность; иллюстративность; высокая доля субъективности как в описании, так и в оценочных суждениях, логике представления; возможность использовать для заимствования) и особенное (ориентация преимущественно на образ или на жизнеописание; направленность на самостроительство личности или на понимание типичного или уникального в личности; мера образности и художественных интерпретаций) в рассматриваемых методах, показан вариант их интеграции. На основе анализа экспертных суждений 27 экспертов из числа преподавателей педагогического вуза и учителей определены основные дефициты в использовании на практике данных методов. Отдельные дефициты и риски могут быть нивелированы при более точном понимании внутриличностных механизмов принятия во внимание, понимания, заимствования образов, антропообразцов, предъявляемых в процессе использования педагогом метода примера и биографического метода в воспитании. Основное внимание сконцентрировано на характеристике идентификации, выбора и принятия антропообразов и образцов как значимых внутриличностных механизмов рассматриваемых методов.
Ключевые слова: воспитание, метод примера, биографический метод, идентификация, антропообраз, образец, образ Другого.
Для цитирования: Шакурова М. В., Петряева Т. А., Калишкина Д. С. К вопросу о внутриличностных механизмах метода примера и биографического метода в воспитании // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 10–15. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_2_10
Полный текст статьи: Izv_VGPU_Issue_2(295)_2022.-10-15.pdf